Российская академия образования
Институт общего среднего образования РАО
Центр дистанционного образования "Эйдос"
Материалы Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года '99"
http://www.eidos.techno.ru/project/dist_teacher99/
Дистанционный урок. Математика, класс 9
Тема "Решение систем уравнений первой степени с двумя неизвестными". ПОВТОРЕНИЕ

Тип занятия: дистанционный урок.
Девиз: "Не считать ничего сделанным, если еще кое-что осталось сделать". К.Ф. Гаусс.
Цитата: "Решение трудной математической проблемы можно сравнить со взятием крепости". Н. Виленкин.
Цели:
Относительно учеников: Вспомнить методы решения систем уравнений, научиться решать системы уравнений по формулам Крамера и закрепить полученные знания путем решения систем уравнений первой степени с двумя неизвестными, используя нестандартные вопросы и задания.

Тема: "Решение линейных систем уравнений (систем уравнений первой степени) с двумя неизвестными" (повторение).

Способ сложения

(является частным случаем метода Гаусса - метода последовательного исключения неизвестных).

При решении системы двух линейных уравнений с двумя переменными способом сложения поступают следующим образом:
  1. Подбирают множители к уравнениям системы так, чтобы после умножения на них коэффициенты при одном из неизвестных стали противоположными цифрами.
  2. Складывают почленно левые и правые части уравнений.
  3. Решают получившееся уравнение с одной переменой.
  4. Находят соответствующее значение второй переменной.
ПРИМЕР:
Пусть дана эта система уравнений.
{ 5*х + 11*у = 8
10*х - 7*у = 74
Умножим почленно левые и правые части первого уравнения на -2
{ -10*х - 22*у = -16
10*х - 7*у = 74
Проведем почленное сложение, получим
-29*y = 58
Решим уравнение с одной переменой и найдем значение у
y = 58/(-29) = -2
Подставим найденное значение у во второе уравнение и найдем значение х.
10x -7(-2)=74
10x = 60
x = 6
Ответ: х = 6, у = -2


Способ подстановки

При решении системы двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки поступают следующим образом:
  1. выражают из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую;
  2. подставляют в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение;
  3. решают получившееся уравнение с одной переменой;
  4. находят соответствующее значение второй переменной.
ПРИМЕР: 1. Пусть дана следующая система уравнений
{ 7x + 6y = 6
3x + 4y = 9
2. Выразим из второго уравнения х через у
3x = 9 - 4y
x = (9 - 4y)/3

3. Подставим полученное значение х в первое уравнение
7(9 - 4y)/3 + 6y = 6
4. Решим полученное уравнение и найдем у
63 - 28у + 18 у = 18
у = 4,5
5. Подставим в уравнение x = (9 - 4y)/3 вместо у найденное значение 4,5 и найдем х
x = (9 - 4*4,5)/3
х = -3
Ответ: х = -3, у = 4,5
Вернуться к теме урока

© Оргкомитет конкурса "Дистанционный учитель года '99"
http://www.eidos.techno.ru/project/dist_teacher99/
E-mail: eidos@accessnet.ru