Из опыта сотрудничества школы с ОЦ "Школьный университет" ТУСУР в организации IT-подготовки учащихся школы"

Самосушев Виктор Леонидович, учитель информатики,
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 136"Индустриального района г. Перми

Сегодня система образования развивается в условиях радикальных перемен. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на IT-подготовку нового поколения.

Формирование информационной среды школы и информационной культуры учащихся стало приоритетным направлением в работе нашего образовательного учреждения.

За период с 1998 по 2006 годы в школе накоплен достаточно большой опыт использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

В школе III ступени работают специализированные классы – расширенного изучения компьютерных информационных технологий (КРИКИТ), в которых за счёт часов школьного компонента увеличено количество часов на изучение информатики и введены факультативы (элективные курсы): «Телекоммуникации и сети ЭВМ», «Математика на компьютере», «Основы программирования». Программы этих курсов прошли экспертизу и имеют положительную рецензию преподавателей Пермского государственного педагогического университета.

По итогам региональном тестировании по информатике учащиеся КРИКИТ показали следующие результаты: при 100 % успеваемости в 2005 году на "4" и "5" справились 60 %, в 2006 году - 68,75 %.

Большая часть выпускников специализированных классов продолжает своё обучение в колледжах и вузах по специальностям, основами которых являются информационные технологии. Пять выпускников 2005 г. стали студентами отделения "Прикладная информатика" ПГСХА, Герасимов Андрей, выпускник 2006 г., стал студентом Пермского регионального института педагогических информационных технологий, Сметанин Сергей работает преподавателем информатики в Пермском авиационном техникуме.

Так как прикладные умения в области информационных технологий сегодня максимально востребованы на рынке труда, возникла необходимость получения выпускниками специализированного класса сертификатов качественной подготовки по информационному направлению: «Пользователь ПК», «Оператор ПК», «Программист».

С 2006 года школа имеет возможность получения таких сертификатов благодаря соглашению с Образовательным центром «Школьный университет» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (одного из ведущих вузов в области информационных и компьютерных технологий).

В 2006/07 учебном году в 10-ом классе была создана IT-группа (Information Technologies, англ. – «информационные технологии») из 13 учащихся. Эта группа обучается по программе «Школьного университета». Вторая половина класса обучается по программам КРИКИТ.

Школьный университет является Федеральной экспериментальной площадкой по реализации проекта «Разработка модели учебно-методического сопровождения в рамках организации профильных классов по направлению «Информационные технологии». Образовательным учреждениям предлагаются различные варианты IT-подготовки учащихся по программам Школьного университета, которые сопровождаются учебно-методическим комплексом (УМК) по предмету «Информатика и ИКТ». УМК состоит из комплекта учителя и комплекта ученика, в состав которого входят бумажные учебные пособия и электронный практикум.

Комплект учителя дополнительно содержит:

  • учебный план и учебные программы с тематическим планированием по предметам (направлениям), предусмотренных учебным планом;
  • дидактические материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестаций в виде тестов и билетов для, контрольных, экзаменационных работ;
  • бланки документов по мониторингу учебного процесса.

Практическая сторона организации IT-подготовки осуществляется школьными специалистами, которыми являются учителя информатики и куратор IT-классов (учитель информатики может одновременно выполнять функции куратора, что сделано в нашей школе).

Электронное пособие учитель устанавливает на школьных ПК, учащиеся – у себя дома. В процессе установки инсталляционная программа сообщает регистрационный код, по которому в Школьный университет делается запрос для получения пароля, необходимого для активизации электронного пособия. Материалы электронного пособия будут доступны до окончания учебного года (июль, август), после чего программа автоматически закрывает доступ к материалам практикума.

Для оперативного решения возникающих в процессе обучения вопросов можно использовать «горячую линию» по телефону, электронную почту или форум интернет-портала Школьного университета http://www.ITdrom.com (лучший среди 133 ведущих сайтов в номинации «Наука и образование» Всероссийского фестиваля «Новая реальность – 2006»).

В процессе обучения учитель информатики (куратор) по электронной почте, по факсу отправляет в Школьный университет ведомости промежуточного и итогового контроля, которые являются основанием для получения учащимися сертификатов.

Главной причиной сотрудничества школы и Школьного университета для нас является возможность внедрения отлаженных технологий на основе современного учебно-методического комплекса. Кроме этого, выпускники школы, успешно освоившие программу, получают сертификат, который котируется при поступлении в некоторые вузы (в последнее время сертификат уже рассматривается как часть портфолио учащегося). Учитель информатики обеспечен всеми материалами для обучения детей, имеет возможность постоянного методического сопровождения во время учебного процесса и профессионального роста, предоставленной Образовательным центром возможности непрерывного повышения квалификации по информатике и ИКТ (в 2006-2007 учебном году такие курсы состоялись в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле).

Мониторинг показал, что учащиеся IT-класса, имеющие хорошие знания за курс средней школы, успешно усваивают программу Школьного университета, имеют высокую мотивацию и заинтересованность в изучении профильных предметов по направлению «Информатика и ИКТ». Учащиеся со слабыми базовыми знаниями менее успешно осваивают программу, но стараются. Программа IT-класса предусматривает выбор скорости прохождения материала каждым учащимся индивидуально, практические задания можно выполнять как на уроке, так и дома.

Важным моментом высокой мотивации является наличие у каждого учащегося зачётной книжки, в которую выставляются итоги аттестации после прохождения тем курса. Обучение идёт по семестрам, в конце каждого семестра сдача сессии: зачёты, экзамены. Это настраивает учащихся на серьёзное отношение к предмету (в то же время, данная методика является адаптацией к обучению в вузе).

Кроме основного обучения, учащиеся и учителя имеют возможность участия в молодёжных образовательных проектах, Интернет-конкурсах, Игровой зоне образовательного, информационно-развлекательного портала Школьного университета, где каждый учащийся имеет возможность применить свой творческий потенциал.

Сожалею, что описанная выше образовательная услуга не реализуется ведущими университетами г. Перми, и надеюсь на сотрудничество с высшими учебными заведениями нашего города.


© МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 136» г. Перми
© Самосушев В.Л.