22 июня 1941 г. фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. 1418 дней шла война, которую недаром назвали Великой Отечественной. В первые же месяцы Германия захватила территорию, на которой проживало 40% всего населения (88 млн. чел.), находилось 46% всей промышленности, в окупированных областях производилось почти 50% сельскохозяйственной продукции. Достаточно сказать, что почти вся военная промышленность СССР была сосредоточена в европейской части страны. На этой территории производилось более 80% всей военной продукции страны. Удельный вес продукции оборонных заводов, расположенных в восточных районах, по состоянию на июнь 1941 г., составлял только 18,5%. Именно восточные районы должны были стать теперь главной экономической базой страны. На них возлагались все надежды. И произошло экономическое чудо, не имеющее аналогов в мировой практике. Производя в три раза меньше метала и добывая в четыре раза меньше угля, советская промышленность к концу войны вырабатывала боевой техники в два раза больше, чем Германия и ее союзники.Седой Урал стал стержнем военной экономики, производя 40% всей военной продукции страны, в том числе 60% металла, 60% средних и 100% тяжелых танков, здесь сосредоточились более трети советского машиностроения и металлообработки. Нет, не даром его назвали опорным краем державы. Чтобы победить, каждый должен был не просто выполнять свой профессиональный долг, но и проявлять недюжинный талант, воистину стальную стойкость и выдержку, самоотверженную любовь к своей Родине. Именно в это суровое время Пермь (тогда Молотов) стала одним из лидеров отечественного военно - промышленного комплекса.
Первоочередной задачей являлась эвакуация промышленности с запада на восток. 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации. Всего в восточные районы в 1941 г. было эвакуировано 1523 предприятия и 10 млн. чел., из них Урал принял 667 предприятий. В Пермскую (Молотовскую) область эвакуировали 124 предприятия и 320 тыс. чел. Уже к ноябрю около половины эвакуированных в область предприятий полностью или частично вошло в эксплуатацию. В связи с этими обстоятельствами решающее значение приобрел железнодорожный транспорт. О значении Транспортного комитета, созданного при ГКО (Государственном Комитете Обороны), говорит тот факт, что его представителем в 1942 г. стал И. В. Сталин. Урало - сибирские железные дороги имели недостаточную пропускную способность. В частности, нагрузка на такой крупный железнодорожный узел, каким была Пермь, возросла в девять раз. В некоторые дни осени 1941 г. на каждый час передвижения здесь приходилось по 150 тыс. пассажиров. Только за два месяца Пермская железная дорога перевезла почти 3 млн. чел. Не хватало поездов и топлива. С угля пришлось перейти на дрова. Получил распостранение и поддержку почин чусовского машиниста И. Л. Чурина - одной бригадой управлять двумя электровозами, а также верещагинского машиниста Н. М. Каменских - ремонтировать паровозы силами паровозных бригад. Железнодорожники Перми сами ремонтировали паровозы, нередко при неостывшей топке. К марту 1942 г. они построили для фронта 4 бронепоезда и 2 поезда - бани. Всего в годы войны вошло в эксплуатацию 260 км вторых путей, электрифицировано - 131 км путей. Если в 1940 г. по железной дороге области было перевезено 3,7 млн. пассажиров, то в 1945 г. 8,3 млн. К концу войны по работе железнодорожников можно было сверять часы. Недаром Пермская дорога неоднократно выходила победителем в социалистическом соревновании и завоевывала переходящее Красное знамя Наркомата путей сообщения. В Пермь было эвакуировано 24 предприятия. В результате население города увеличилось в полтора - два раза. В конце декабря 1941 г. из Владимира прищло шесть эшелонов с оборудованием патефонного завода и производственным коллективом 1614 чел. Площадку для завода отвели на окраине города, где пришлось корчевать лес. При сорокаградусном морозе рабочие и служащие рыли котлованы, сооружали цехи, монтировали оборудование. Химический завод, размещенный в Орджоникидзовском районе всего через месяц вошел в строй и начал выполнять задания Государстенного комитета обороны. На базе эвакуированного оборудования в Перми образовали типографию, а также табачную, тетрадную и пуговичную фабрики.
12 июня 1941 г. Носударственный комитет обороны принял специальное постановление о выпуске противотанковых и танковых пушек 45- и 76-милиметрового калибра, производство которых незадолго до войны было прекращено. Ответственное правительственное задание получил старинный Мотовилихинский (артиллерийский) завод № 172 им. Молотова - освоить и пустить в серийное производство легкую полковую пушку. В результате оригинальных рацонализаторских предложений заводских конструкторов удалось уже за месяц наладить выпуск знаменитой сорокапятки, которая не имела равных на полях сражения. Германские оружейники так и не смогли изготовить аналогичную по своим возможностям легкую пушку. За успешное выполнение правительсвенного задания Мотовилихинский завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а многие рабочие и служащие - орденами и медалями. Завод наградили за годы войны тремя орденами. В 1942 г. выпуск артиллерийского вооружения удалось удвоить. Всего за годы войны Мотовилихинский завод дал фронту 48 600 артиллерийских систем, в том числе большое количество мощных 152-милиметровых пущек для самоходной артиллерии. Сверх плана завод выпустил вооружения для 116 полков. Внедрение 15 тыс. рационализаторских предложений доло предприятию 70 млн. руб. экономии.
Накануне войны встал вопрос: какое направление развивать в авиационном мотостроении? Двигатели с водяным охлаждением позволяли достигать мощности до 2000 л. с., но это увеличивало вес. Двигатели воздушного охлаждения давали невиданную мощность при компактном объеме. В возглавляемом А. Д. Швецовым конструкторском бюро (КБ) завода № 19 им. Сталина (позднее завод им. Свердлова, ныне АО "Пермские моторы") еще в 1938 г. был разработан девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения, который, в отличие от мотора водяного охлаждения, не прошел обкатку. Чашав есов склонялась в пользу "водяных". А. Д. Швецов предложил новый вариант - двигатель, который может выжать 1600 л. с., если только цилиндры поставить не в один ряд, а в два ряда по семь. Так родилась знаменитая швецовская двухрядная звезда. За месяц АШ-82 поступил на вооружение наших ВВС. За четыре военных года Пермский мотостроительный завод построил 30 тыс. моторов, 500 тыс. цилиндров. В 1942 г. первые эскадрильи Ла-5 с новым мотором М-82 заставили считаться с собой опытных фашистских асов. Этот успех закрепили лучший в мире истребитель для малых и средних высот Ла-7, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8, штурмовик Су-2. Пермские моторы были проще, дешевле в изготовлении, чем английские, немецкие и американские. В смертельных воздушных боях они показали исключительную надежность и тем самым не раз спасали летчикам жизнь.