|
||||
Особый
интерес, по моему мнению, представляет вопрос о нацизме и фашизме с христианской точки зрения.
Просмотрев подборки статей в Internet по этому вопросу и ряда статей
в периодике, я сложил для себя следующее мнение. Не так давно в интервью с министром
юстиции выяснилось, что наши власти не могут эффективно противодействовать
распространению фашизма у нас в стране будто бы из-за того, что не существует
четкого определения понятия "фашизм". Над этим можно, конечно,
иронизировать - так как ясно, что, в данном случае, власти, скорее,
"могут, но не хотят", чем "хотят, но не могут". Тем не
менее, коль скоро проблема сформулирована, как "отсутствие четкого
определения", попробуем внести ясность в этот вопрос. Тем более, что раз
уж государственные деятели в последнее время активно подвизаются к Церкви,
неплохо бы им все-таки знать христианскую точку зрения на рассматриваемые
явления. Термин "фашизм" происходит от
итальянского слова "fascio", что означает "пучок", "связка",
"объединение". Хотя это понятие стало употребляться только в 20-м
веке (в связи с выходом на политическую арену итальянского и германского
фашизма), на самом деле само это явление насчитывает историю в несколько
тысячелетий. Впервые фашизм возник примерно 4500 лет
назад - это есть не что иное, как описанное в Библии строительство
Вавилонской башни. "И сказали они: построим себе... башню, высотою до
небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли."
(Бытие 11:4). Здесь, во-первых, описан отказ человека от собственного имени,
- иначе говоря, от собственной личности - во имя некоего "общего"
имени; то есть, показано первое в истории возникновение коллективистского
конформизма - когда человек теряет свое лицо, становится как бы частью толпы,
"винтиком" в государственной машине. Это нам весьма знакомо по
фашистским и коммунистическим режимам. Кроме того, из дальнейшего библейского
повествования ясно, что само это дело - строительство "башни до
небес" - было делом весьма богопротивным, так как Бог помешал ему
осуществиться, разделив общий у людей язык на разные языки, в результате чего
они перестали понимать друг друга. Итак, если исходить только из названия,
то фашизм - это феномен общественной жизни, когда группа людей объединяется,
чтобы делать какое-либо богомерзкое дело; при этом, каждому человеку в такой
группе приходится отказываться от своей личности, чтобы заглушить голос своей
совести. Под это определение подпадает и строительство коммунизма и
строительство "тысячелетнего рейха", а, в более мелком масштабе, и
деятельность вообще какой-либо преступной группы. Кстати,
призыв к выработке и формулировке "национальной идеи" - это уже
начало фашистского мышления, ибо в нем, в этом призыве уже содержится
стремление обезличить человека, сделать его "винтиком" в достижении
целей, сформулированных в этой "национальной идее"! Здесь также
налицо стремление объединить людей во имя какой-то "великой" цели,
- остается лишь сформулировать эту цель. На самом деле эта цель не сформулирована,
- ибо, когда это будет сделано, - это и будет началом фашизма! Дело в том,
что у любого человека существует только одна действительно правильная цель -
жить и поступать в жизни в соответствии с Библией. В Писании по поводу
"общенациональных идей" сказано: "От одной крови Он произвел
весь род человеческий для обитания по всему лицу Земли, назначив
предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не
ощутят ли Его и не найдут ли - хотя Он и недалеко от каждого из нас (Деяния 17:
26, 27). Проще говоря, никаких "общенациональных идей" просто не
должно быть - ибо у каждого живущего на Земле человека и так уже есть цель -
жить, познавая Бога (а познать Бога можно только одним способом - читать
Библию и применять познанные библейские истины в реальной жизни). Любые же
"общенациональные идеи" лишь отвлекают людей от личного познания
Бога, объединяя их на достижение ложных, как правило, сатанинских целей. Исторически, однако, сложилось так, что
понятие "фашизм" стало применяться к людям, у которых это
богопротивное дело, ради которого они объединялись "в связку", было
- создание "рая" для какой-то определенной нации, - причем за счет
других наций - путем их дискриминации, или даже физического уничтожения.
Поэтому понятие "фашизм" оказалось весьма тесно связано с понятием
"нацизм". Что такое нацизм? Согласно христианскому
пониманию, нацизм - это разновидность идолопоклонства, при котором идолом
является нация. Человек склонен создавать себе идолов и
поклоняться им. Это может быть или какой-нибудь предмет, или другой человек
(например, рок-кумир, политический деятель, какой-нибудь актер), и может быть
также какая-нибудь идея или абстрактное понятие. Кстати, если мы с
христианских позиций присмотримся к политическим партиям в нашей стране, то
увидим, что почти каждая партия поклоняется какой-то определенной идее - то
есть, имеет своего идола. У демократов-рыночников это - свободная рыночная
Система, у коммунистов - коммунистическая Система, придуманная Марксом и
другими философами, у патриотов - Родина, у традиционалистов - Традиция, у
зеленых - Природа и т.д.; и, между прочим, такая политическая палитра
характеризует наше общество как весьма и весьма нехристианское - ибо всякое
идолопоклонство есть нарушение одной из важнейших библейских заповедей
"не сотвори себе кумира". "Дети! Храните себя от идолов"
- так говорит апостол Иоанн. (1-е Послание Иоанна 5:21). Когда люди создают себе кумира, они, как
правило, приписывают ему надуманные, вымышленные свойства, с целью (обычно,
подсознательной) как-то его возвысить, возвеличить. Это очень характерно для
нацизма, который самому понятию "нация" приписывает совершенно
нелепые для него свойства, - например, свойство "чистоты", или
"святости". Согласно Священному Писанию, нация - это
общность людей, говорящих на каком-то определенном языке. Ибо нации и
возникли в результате разделения людей именно по языкам. (См. уже здесь
упоминавшееся библейское повествование о Вавилонской башне). Приписывание же
нациям каких-либо культурологических, или, того хуже, психологических
различий есть область философских измышлений, к Истине не относящихся. У нас
одно время была популярна дискуссия на тему "что значит быть
русским". В свете же Писания совершенно очевидно, что русский - это
просто тот, кто говорит на русском языке, - и ничего более. Если же я еще и в
совершенстве знаю, например, английский язык, то, значит, я одновременно
являюсь и русским, и англичанином. Дискуссии же о так называемых
"русской душе", "русском характере" и т.п. есть не что иное,
как философско-светская болтовня. Национализм же, и, тем более, нацизм,
придают объекту своего поклонения, нации, - мифические свойства. Например,
идеологами германского нацизма был сформирован идол "чистой арийской
расы". Отечественные же националисты, пожалуй, их даже переплюнули,
сформулировав тезис о "Святой Руси". У русского националиста в подсознании
присутствует некий мифологический образ "истинно русского" человека
- светло-русый, с бородой и усами - этакий Илья Муромец. По своей сути, такое
мышление, конечно, детское - но вот что бывает, когда такие "дети"
приходят к власти! Германия это уже прошла. Поэтому нацизм, как правило,
всегда связан с антисемитизмом и расизмом - ибо, если какая-либо нация
становится идолом, то, естественно, другие нации оказываются на положении
"людей второго сорта". Из Библии мы знаем, к чему эти явления
приводят, - точнее, как Бог наказывает те народы и страны, где получают
распространение расизм и антисемитизм. Что касается антисемитизма, то из Библии
совершенно очевидно явствует мнение Бога на этот счет. В книге Бытие Он
говорит предкам еврейского народа Аврааму, Исааку и Иакову: "Я
благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и
благословятся в тебе все племена земные." (Бытие 12:3, 18:18, 22:18,
26:4). История Европы и Америки, то есть, стран, где были расселены евреи,
свидетельствует о реальном действии этого пророчества. В те периоды, когда
власти какой-либо страны, где проживали евреи, боролись с антисемитизмом,
страна процветала. Как только власть начинала потворствовать антиеврейским
настроениям, начинался застой. Поэтому, с христианской точки зрения, особая
опасность антисемитизма для государства состоит в том, что его
распространение навлекает на данное государство проклятие Божие. Собственно
говоря, поэтому и развалилось Советское государство - потому что степень
антисемитизма (особенно, государственного) превысила некую "критическую
черту". По моему глубокому убеждению, если
власть действительно заинтересована в стабильности в обществе и процветании
государства, то она должна подавлять и пресекать все проявления фашизма,
нацизма, ксенофобии и расизма. |