Время, в которое мы живем, наполнено вихрями социальных явлений, открытиями новых информационных пространств и постоянными испытаниями на выживание. Смена поколения исчисляется уже не двадцатилетиями, а потребностями и тенденциями реальной жизни, подчиняются скорости современного прогресса. Современные старшеклассники уже относятся к поколению, в чьем сознании закладывается необходимость применения глобальной информационной сети - Интернет во всех сферах человеческой жизни (в образовании, науке, культуре, общении со сверстниками, отдыхе и т.д.). Таким образом, идет формирование качественно нового этапа развития нашей цивилизации, которая будет представлена интеллектуально развитыми индивидами, объединенными друг с другом различными информационными связями. Однако, не все моменты в развитии и внедрении "глобальной паутины" являются позитивными. Так, становление современных СМИ, которые в ближайшее время неизбежно будут поглощены сетью Интернет, породило новые противоречия, связанные с процессами манипуляции массовым сознанием, формированием институтов контроля коллективной психики. Остро стоит проблема музыкальной культуры, видеокультуры и современного образования и воспитания. В этих условиях возрастает роль гуманитарных дисциплин в формировании ориентиров молодого человека, в использовании новых возможностей информационной культуры. Эти проблемы обостряются тем, что в ближайшие десятилетия для человечества будут очень трудными - скажутся грядущее перенаселение земли, вызывающее уже сейчас религиозные и национальные распри, экологический кризис, а самое главное будет предпринята попытка контроля общественного сознания через Интернет, в которую сольются компьютерные сети, телевидение и радио.
Решение перечисленных проблем будет осуществляться нынешними учащимися в XXI-веке. Поэтому очень важно подготовить будущих исследователей к решению надвигающих проблем еще в школьном возрасте. И безусловно, такая подготовка должна вестись по новым технологиям, в которых критерием качества обучения будет считаться не объем усвоенных качеств, а возможность самостоятельно получать нужные знания.
Наступающее тысячелетие называют "информационной эпохой" в противовес уходящей "индустриальной эпохе". Информация становится важнее всего. Мировыми лидерами будут не те государства, которые добыли больше угля или произвели больше автомобилей, а те, которые развивают наукоемкие технологии. Лидерами новой эпохи будут страны, жители которых имеют быстрый доступ к нужной информации и возможность создавать требуемые знания. Интернет дает возможность объединить оба компонента успеха.
Движение современной цивилизации происходит по направлению создания информационного общества, в котором основным механизмом передачи опыта между поколениями становится игра в сообщества. Именно в игре, как в особой форме деятельности, существенно повышается специфическая креативность человека, благодаря чему не само по себе усвоение им новой информации, а контекст собственного действия становится ведущим мотивом. Причем речь идет об игре ребенка, глубинная сущность которой - присвоение детьми мира взрослых.
Такая игра должна содержать ряд обязательных характеристик: состязательность, не насыщаемый характер, продуктивность, нацеленность на успех, тотальная осмысленность (эталонная характеристика: когда человек играет, то он и знает, и чувствует, что занимается именно своим делом).
Задачный способ обучения и состязательно-игровая атмосфера существенно мотивируют учебу, пробуждая инициативу и вкус к риску. Максимальный эффект от такой учебы возникает, когда учение протекает в контексте жизненных интересов, ценностей, целей и ожиданий учащегося. Новые информационные технологии с использованием компьютерной техники выполняют две функции, помогающие переходу образования в новое качество.
Во-первых, изменяется отношение к информации. Если в информационном обществе наибольшую ценность составляло владение информацией, багаж знаний, то в игровом обществе важней доступ к информации, выбор справочного материала для принятия решения об оптимальном поведении. Информация переходит из состояния личного богатства в состояние общественного справочного ресурса.
Во-вторых, компьютерные технологии позволяют сделать обучение массовым. Глобальная сеть преодолевает существовавшие ранее ограничения. Элитарность перестает быть непременным следствием индивидуализации обучения, так как активное поведение ученика не создает дополнительных ресурсных ограничений.
Важнейшим средством новой системы образования становится повышение степени стимулирующего самоутверждения. Теперь оно становится следствием выигрыша и/или решения задачи. Такое самоутверждение острее и доступней большинству, чем самоутверждения от усвоенных знаний и обретенного понимания.
Цели и задачи:
Исследования ведущих ученых России определили первоочередные задачи построения пути к информационному обществу:
- фундаментальные исследования психики человека (с упором на ее аксиологическую сущность). В качестве форума для такой работы может служить специально организованная закладка на сайте Центра развития образования (ГЦРО) г. Перми в Интернете, ориентированная на организацию подобного анализа;
- проведение посредством Интернета специальных, распределенных исследований, например, изучения психических процессов, которые фиксируются "наивными" психологами";
- самое существенное пространство, в котором может разворачиваться работа по выбору и обоснованию правильного пути к информационному обществу, это - построение пространства игровых форм обучения с использованием информационных средств. Ориентир для такого пути - серьезные научно-исследовательские и практико-ориентированые проекты, в системе которых станет ясным, что сохранение в "человеке играющем" "человека понимающего" - есть главная цель современного информационного общества.
Конечной целью проекта "Создание Интернет-сообществ" является разработка концепции и содействие развитию Интернет-образования в г. Перми и Пермской области, объединение людей и организаций вокруг глобального сетевого образовательного проекта. Ближайшие задачи - преодоление дефицита ресурсов учителей сферы индивидуального дополнительного образования, учеников, намеренных развиваться дополнительно по избранным дисциплинам, соответствующих методик, профессионального и межличностного общения. Основой для такой работы становятся уже существующие объединения учащихся, в которых школьники занимаются интересующими их дисциплинами.
С другой стороны, программа "Создание Интернет-сообществ" становится системой, оказывающей влияние на общественное мнение в отношении модернизации области образования.
Данная цель может реализоваться путем соединения активных субъектов в сообщество, организации эффективного сотрудничества педагогов, методистов, психологов и ученых, работающих в этой области.
Поставленная цель является масштабной. Излагаемый проект представляет собой первый этап работы по созданию Интернет-сообществ. Дальнейшие шаги будут формироваться в зависимости от достижения первого этапа, на котором мы ставим перед собой следующие задачи:
- Создание в г. Перми центров для обучения школьных педагогов Интернет-технологиям. Задачей таких центров является содействие учителям и молодежи в получении доступа к Интернет и освоении новых информационных технологий. В качестве этих центров вполне могут выступать учреждения дополнительного образования (УДО), имеющие Интернет-классы.
- Существенное экономия ресурсов за счет проведения конкурсов и игровых мероприятий по освоению новых информационных технологий (НИТ).
- Более качественное изучение предметов и дисциплин за счет применения НИТ.
План предполагаемых действий:
№ | Этап | Организатор | Сроки |
1. | Регистрация общественной организации (ОО) "Пермский Интернет Клуб" | ГЦРО | Сентябрь 1999 г. |
2. | Создание филиала ОО "Пермский Интернет Клуб" в ГДТЮ | Детско-юношеский центр НИТ при ГДТЮ | Сентябрь 1999 г. |
3. | Представление проекта на ярмарке социальных проектов администрации г. Перми | ОО "Пермский Интернет Клуб" | Октябрь 1999 г. |
4. | Проведение городского конкурса школьных Web-страниц и детских электронных рисунков "в новый век без наркотиков" | ГЦРО, ГДТЮ, ОО "Пермский Интернет Клуб" | Октябрь - декабрь1999 г. |
5. | Создание филиалов ОО "Пермский Интернет Клуб" в школах и УДО г. Перми | Детско-юношеский центр НИТ при ГДТЮ | Октябрь 1999 г. - май 2000 г. |
6. | Создание медиатеки ГДТЮ, помощь ГДТЮ в организации городской медиатеки ГЦРО | Детско-юношеский центр НИТ при ГДТЮ | Ноябрь 1999 г. |
7. | Доработка проекта "Создание Интернет-сообществ" для участия в выставке социальных проектов Приволжского округа | ОО "Пермский Интернет Клуб" | Январь 2000 г. - октябрь 2000 г. |
8. | Проведение городского конкурса школьных электронных газет | ГЦРО, ГДТЮ, ОО "Пермский Интернет Клуб" | Январь 2000 г. |
9. | Демонстрация проекта "Создание Интернет-сообществ" на выставке "Образование и карьера - 2000" | Детско-юношеский центр НИТ при ГДТЮ | Февраль 2000 г. |
10. | Консультации специалистов в рамках проекта "Создание Интернет-сообществ" (педагоги, психологи, медицинские работники) | ГЦРО, ОО "Пермский Интернет Клуб" | Март - декабрь 2000 г. |
11. | Демонстрация проекта "Создание Интернет-сообществ" на выставке "Образование и карьера - 2000" в рамках создания системы развивающего обучения | ГЦРО, ОО "Пермский Интернет Клуб" | Ноябрь 2000 г. |
12. | Проведение городского конкурса школьных мультимедийных презентаций | ГЦРО, ОО "Пермский Интернет Клуб" | Декабрь 2000 г. |
13. | Проведение городской научно-практической конференции школьников "Интернет и общество" | ГЦРО, ОО "Пермский Интернет Клуб" | Декабрь 2000 г. |
14. | Демонстрация итого реализации проекта "Создание Интернет-сообществ" на выставке "Образование и карьера - 2001" | ГЦРО, ОО "Пермский Интернет Клуб" | Февраль 2001 г. |
15. | Организация и проведение секции "Интернет и общество" на областной научно-практической конференции школьников | в ГЦРО, ГДТЮ, ОО "Пермский Интернет Клуб" | Апрель 2001 г. |
16. | Создание виртуальной школы в Интернет для детей с ограниченными возможностями | ГЦРО, ГДТЮ, ОО "Пермский Интернет Клуб" | Апрель - декабрь 2001 г.
|
Ожидаемые результаты
К участию в проекте привлекаются:
1. Научные общества учащихся (НОУ), в том числе школьные, районные, городские, областные;
2. Дворцы и дома творчества юных;
3. Научные и предметные секции (кружки, клубы);
4. Филиалы Интернет-клуба;
5. Преподаватели, желающие использовать в своей практике Интернет-технологии;
6. Преподаватели, осуществляющие дополнительное индивидуальное образование;
7. Школьники, готовые индивидуально участвовать в сетевых проектах.
В ходе реализации проекта будет создана следующая структура:
1-й уровень. Областная система Интернет-сообществ (в перспективе - федеральная);
2-й уровень. Городская общественная организация "Пермский Интернет Клуб" - объединение образовательных учреждений, помогающих друг другу на добровольной и безвозмездной основе работать и использовать Интернет;
3-й уровень. Филиалы ОО "Пермский Интернет Клуб" в ОУ - объединения учителей и школьников, проводящие информатизацию своего ОУ с внедрением Интернет-технологий;
4-й уровень. Объединения по месту жительства, участники которых совместно используют Интернет-ресурсы в своих жилых комплексах.
Проект будет осуществляться в следующих формах:
1. Внеклассная работа по дополнительному индивидуальному обучению школьников и жителей г. Перми;
2. Дистанционное обучение через Интернет;
3. Регулярные молодежные конференции филиалов и отделений ОО "Пермский Интернет Клуб", посвященные Интернет. Конкурсы на наиболее перспективные разработки;
4. Выездные мероприятия с участием ученых, преподавателей, специалистов различного уровня;
5. Реализация территориально разрозненных совместных проектов;
6. Развитие в образовании города и области системы электронных СМИ - электронных информационных изданий, газет и журналов, гипертекстовых Интернет-изданий с участием существующих школьных газет.
Таким образом, основным результатом проекта является создание Интернет-объединений на основе уже существующих научных обществ учащихся, различных профильных кружков и секций, оформленного в виде Интернет-сообщества.
Объединения учащихся подобного рода обладают огромной притягательностью с точки зрения отбора перспективных профессиональных кадров. Участие школьников в сетевых проектах позволит выявить наиболее активных и целеустремленных, способных к обучению молодых людей.
В самом неотдаленном будущем Россия столкнется с демографической проблемой, связанной со старением населения и уменьшением социально-активной части населения. Социологи называют даже дату - 2003 год. Исполнение проекта позволит в какой-то мере снизить уровень этой проблемы тем, что в рамках реализации проекта подготавливаются кадры для управленческой работы, научных исследований и т.п.
План оценки эффективности деятельности проекта.
Эффективность осуществляемого проекта будет измеряться по результатам проводимых мероприятий. Эти результаты могут быть оформлены в иерархическую, например цветовую, лестницу, каждый цвет которой символизирует определенную позицию в рейтинге учащихся. Кроме этого, показателем эффективности проекта может служить количество выпускников ОУ, поступивших в вузы на специальности, ориентированные на использование НИТ. Проект будет давать своим участникам возможность публикации научных работ в специализированных электронных изданиях в соответствующих областях знаний. Таким образом, уже в школьные годы накапливается список научных работ и публикаций учащегося, которое поможет ему в получении грантов на продолжение образования, как в России, так и за рубежом, а также приблизит получение им ученой степени.
Организаторы конкурса будут информировать о достижениях участников проекта в форме ежегодных отчетов с официальными результатами мероприятий и конкурсов, в которых принимали участие школьники проекта.
|