Выступление Самосушева В.Л.
Развитие информационного пространства страны требует включение в этот процесс и образовательных учреждений. Информатизация школ России находится на разном уровне. Где-то еще применяется устаревшая техника (УКНЦ, "Электроника" и т.п.), где-то уже работают на Pentium-III...
Но требование времени, - компьютеризация информационного пространства образовательного учреждения, включение школ в мир телекоммуникаций, - порождает новые документы. Одним из последних документов Министерства образования по информатизации школ является письмо Филиппова В.М. "Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях" за номером 01-51-088ин от 13.08.2002.
Министр рекомендует "государственным и муниципальным органам управления образованием рассмотреть вопрос о введении в штатное расписание общеобразовательных учреждений должности заместителя директора по информатизации образовательного процесса в целях координации работ, связанных с использованием информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях". При этом "Министерство образования Российской Федерации рекомендует привлекать на должность заместителя директора по информатизации образовательного процесса учителя информатики с предварительным повышением его квалификации по вопросам организации учебно-воспитательного процесса".
Письмо хорошее, нужное, - его многие долго ждали. Но, в приложении к письму поставлены такие задачи, с которыми может справиться хорошо организованная школьная информационная служба.
На @П-2001 в секции "Школный медиацентр в образовательном пространстве школы" были подняты вопросы информатизации образовательного учреждения. На нынешнем педсовете хотелось бы уточнить некоторые моменты.
В разных регионах России разный подход к построению служб, которые претворяют в жизнь проблемы информатизации школы. В Москве и Самаре предлагается школьный медиацентр строить на базе библиотеки. Появление и развитие электронных и телекоммуникационных носителей информации не только позволяет разнообразить процесс получения той самой информации, но и предполагает упорядочение хранения этих ресурсов. Конечно же, это функции библиотеки. Только одному человеку, - заведующему библиотекой, - с этой задачей будет справиться нелегко. Если же при библиотеке открывается читальный зал хотя бы с одним-двумя компьютерами, устанавливается видеодвойка, аудиопроигрователь, то уже без медиаспециалиста не обойтись. Подключение библиотеки к глобальной сети Интернет позволяет включить школу в единое информационное пространство, задействовать учителей и учеников в телекоммуникационных проектах, олимпиадах и конкурсах. Для этой деятельности необходим педагог - организатор сетевой работы. Я думаю, это уже медиатека.
О медиатеке с бОльшими задачами написано в книге Е.Н.Ястребцевой (смотри соответствующую ссылку на странице секции "Подбор ссылок по тематике секции").
В городе Перми пошли несколько по иному пути: материальную базу библиотеки включили в состав школьного медиацентра, а заведующего библиотекой "забыли" включить в штат, - парадокс? Есть еще ряд неточностей и неудачных формулировок. Необходимо пересмотреть первую версию "Положения о школьной информационной службе (медиацентре)". Центр развития образования г. Перми во время прохождения @ПП-2002 предполагает поместить проект обновленного положения в материалах Второго пермского виртуального педсовета.
Опыт работы школьных медиацентров показывает, что для полноценного ведения школьного делопроизводства существующих ставок недостаточно. Для ведения школьного делопроизводства (ведение БД учителей и учеников с учетом данных врача, психолога и соцпедагога; проведение мониторинга; создание "ОШ"ек и т.д.) необходимо отдельная ставка. А исключение данной работы из задач "Школьной информационной службы" делает работу Службы неполной...
В августе в ПРИПИТе состоялся установочный семинар-совещание руководителей информационных служб, библиотекарей школ и методистов по делам библиотек и культуре районных управлений образования города Перми и Пермской области. На семинаре участники семинара-совещания предложили школьную информационную службу создавать в школе любой комплектности, которая будет зависеть от материальной базы школы ("уровня развития" школы):
1 уровень развития.
Имеется один компьютер с выходом в Интернет, установленный в библиотеке.
Структура штатного расписания:
1. Заведующий библиотекой (медиатекой).
2. Координатор сетевой работы.
3. Оператор делопроизводства.
2 уровень развития:
Имеется:
1. Компьютерный класс ПК (принтер, CD-ROM).
2. Выход в Internet.
3. Ниличие CD-дисков, видеокассет с образовательным содержанием.
4. Библиотека, медиатека (должен быть установлен компьютер).
5. Видеозона (телевизор + видеомагнитофон).
Структура штатного расписания:
1. Руководитель медиацентра.
2. Инженер по обслуживанию техники.
3. Координатор сетевой работы.
4. Заведующий библиотекой.
5. Библиотекарь-медиаспециалист.
6. Оператор делопроизводства.
7. Лаборант.
3 уровень развития:
Имеется:
1. Компьютерный класс ПК (принтер, CD-ROM).
2. Выход в Internet.
3. Ниличие CD-дисков, видеокассет с образовательным содержанием.
4. Библиотека, медиатека (должен быть установлен компьютер).
5. Видеозона (телевизор + видеомагнитофон).
6. Локальная школьная сеть.
7. Отдельный телефонный номер, видеокамера, сканер, цветной принтер, ксерокс.
Структура штатного расписания:
1. Руководитель медиацентра.
2. Инженер по обслуживанию техники.
3. Организатор внеурочной деятельности.
4. Координатор сетевой работы.
5. Техник - специалист по видеотехнике.
6. Заведующий библиотекой.
7. Библиотекарь-медиаспециалист.
8. Оператор делопроизводства.
9. Лаборант.
Во время работы секции предполагается рассмотреть ряд вопросов, среди которых процесс взаимодействия различных структурных единиц школы, связанных с обработкой информации, а в первую очередь: создание и развитие медиатеки, взаимодействие библиотеки (медиатеки) и технической базы школы: компьютерных классов и современных технических средств обучения.
Для получения более точных формулировок задач секции смотрите план работы секции.